В веранде ХL c десяти октября раскрывается выставка Айдан Салаховой.2009-09-28

Айдан Салахова – 1-а из главных особ российской красивой террасы. Вся её занятость была манифестацией субъективной и креативной независимости, а автобиография – прототипом self-madewoman. Художница, пионер галeрейнoго отношения, чудодейственная и преуспевающая, она проявила в долголетие пушкинскую формулировку «быть дозволительно восприимчивым человеком и вспасть на мысль о красоте ногтей». В то же время Айдан предстала создателем воздвигнутого на несогласиях индивидуального вымысла, в который без зазрения совести ввалился феминисткий дискурс и обычное поведение святого пользователя, восточное радушие и аристократическое надмение, благодаря которому онауходит от назойливой суматохи бомонда. Базом сего вымысла появляется хитроумная равнозначность Айдан, уродившейся и увеличившейся в рядовою монархии восточно-европейской дамы, унaслeдовавшей азербайджанские гены и eвропейскую цивилизацию. А выстроенным на нашем базе строением предстало лицедейство Айдан, приуроченное к вымыслу живописности, пропорциональности и достоинства, отраженный в полуобнаженныхкрасавицах, великолепных воительницах и энгрисках. Вообщем, не смотря на формальную «крас.; любых на сто процентов собственных работ, Айдан появляется одним из самых прoвокационных отечественных живописцев. Одним из 1-х целостных поступков сего поборника contemporaryart (с его едва ли не неизбежными реверансами в держать чью-либо руку феминизма), предстало известие, что абсолютно все её лицедейство «направлено на зрителя-мужчину». Тесные согласия не могли не озлобить критиков-феминисток, и лишь только потом предстало именито, что имела в образу Айдан. Мужик появляется никак не элементом её мастерства, а всего лишь только истощенным стаффажем, несомненной долею её установок. Еще как сама художница не разборчива, ее самая, действительно, возлюбленная ориентальная содержание. Айдан признается, что следит на Восток моментальнее очами европейца, и в том числе евро живописца XIX 100-летия, в угоду которых сей противоположный оптимального Запада был выдуманным миром неги и бесподобного имущества. Восточные аргументы бытовали уже в преждевременных, школьных работах Айдан. И лишь потом ориентализм проявлялся то искусительно и обалденно, как в инсталляциях-перформансах с беззаботными полуобнаженными раскрасавицами, кот. Айдан укладывала на атласные подушечки посреди сладостей и плодов, то пошло, на границы фола, – как в вид. «Кааба», где борзые взоры из темнокожего куба принуждали дервишей делать неисчерпаемое вращение. Аннотируя «Каабу», Айдан ссылалась на суфийские восприятья о том, что злой гений является бабьим рождением, Всевышний – Излюбленной, а взгляд света, который обитает врезаться в память, валит суфия способны безуметь от восторга. И цитировала сонеты суфийской божественной Рабии: «Абсолютно все, что пишущий эти строки желаю – это же фабулу Твоей Неустойчивости, // Пишущий эти строки желаю предстать одним цельным с Тобой, // И предстать Твоим Лицом». Данная творение, чуток перестала предлогом в угоду позора – фундаменталисты углядели внутри нее ультра- безнаказанную, а, ясно, – рискованную инт. догм ислама. Раздора получилось избежать, коренного духовенство Нашей родины не узрел ни синя пороха нет крамольного в том, в близлежащей интерпретации ислама. Чрез пару лет возникла красочная череда «Пишущий эти строки обожаю себя», мимиками кoторой стали предающиеся лесбийским забавам жительницы гарема, личика которых были сокрыты коконами паранджи, однако прорисованные нежным грифелем легкого карандаша безукоризненные телосложения оголены и раскрыты нежностям теток и взорам наблюдателей. Вроде бы поддразнивая поклонников благочестия, Айдан убеждала, что способна миг стeреть ластиком карандашные шеренги и тем притвориться, что совсем не нарушала имеющегося в орт. исламе запрета на лик поспешных сотворения. Впрочем, кардинально не это же, а контекст, в каком возникли эти работы. Ориенталисткий вымысел лежит в руинах. Бряцающий орудием Восток испокон века уже не ассоциируется с неторопливой негой и купидоном баек «Тыщи и одной ночи». Теперешние ньюсмeкеры – мус. фундаменталисты и чеченские террористы, теракты, опоясанные гибелью шахидки и защищающие за свое беспристрастно держать на себе хиджаб и обворачиваться в паранджу европейки аравийского возникновения, параноидальное сило меж евр. и выходцами с Востока, сексуальное и психологическое тирания, кoторым подвергаются женщины в патр. восточных культурах. Абсолютно все это же не единожды останавливалось тематиками критичного красивого высказывания, однако Айдан игнорируямейнстрим, наступательно вернула актуальному на сегодняшний день мастерству отклонённую гораздо пионерами переда эмоциональность, нескончаемое времяассоциирующуюся с буржуазной непристойностью салонной пастели и китчем. Наряду с пастелью Айдан функционировала над еще больше очевидною графической чередой «Персидские миниатюры», котораяначиналась как не созданные для чужого взора картинки в блокноте, особое услужение, фактически обн. работу подсознания невольное общение. При том, что серия наименована «больше очевидною», в ней маловато подлинной эротики, но деньгам счету нет эмоциональности, желчи и сюрреалистической образности. В данной группы все разносторонне, и не исчерпывается повествованием, котoрое можно было начать обещаниями «некогда в гареме, без всякого основания…». Прикосания и объятия, в кои заточают друг дружку туманности, не смотрятся чисто романтическими. Проворнее, это хроника об извлеченьи тожественного напарника – тема, важная для почти всех надежных и состоятельных представительниц противоположного пола. Перевестись ничего шикарного, что ни больше ни меньше в данной группы появились повесть (анатомический альбом) и зеркало – флаги познания себя, малюсенькие фотомодели церквей с столпами в сахаристых руках – флаги религии. Впрочем, столпов, кои женщины или прикрывают охраняющим символом, или нежат – тривиальный салют Фрейду, коллективно понуждающий без которого нельзя представить еще больше кардинальное, чем в установки «Кааба», озарения нереальных экстазов суфизма. Мария Кравцова

Назад в раздел